В этот черновой вариант цикла, первоначально предназначавшегося для ансамбля «Русские боги», входили также «Праздничный марш. Дохмий» (2), «Изобилие» (3) и «Карнавал» (4), составившие позднее триптих «Столица ликует» в главе «Тёмное видение» в «Русских богах».
(*)
«Роза Мира» (5.2.23-27) так разъясняет двойственную природу великой
женственной стихиали Всенародной Афродиты (
Лилит):
«Значение Лилит в нашем существовании необозримо велико. <…>
Она формирует цепь рода как в человечестве Энрофа, так и у даймонов, и в мирах демонических.
<…>
Вот почему она заслуживает вполне наименование ваятельницы нашей
— и не только нашей — плоти. Потому же с её бытиём и воздействием неразрывно связана
у человека сфера половых чувств.<…>
Некогда, в глубочайшей древности, эта стихиаль стала супругою
Первоангела — того величайшего Духа, что сделался Логосом Шаданакара. Это было
во времена творения ангельских слоев, и Лилит стала праматерью этого первого
человечества. Но Гагтунгр сумел проникнуть в мир Лилит, и её тончайшее материальное
тело восприняло в себя некий демонический элемент. Это была катастрофа. С тех
пор все цепи рода, формируемые ею, будь то в мирах титанов, даймонов или людей,
воспринимают в себя нечто от этого элемента.<…> (Это и есть первородный
грех — недоброкачественность нашей душевно-телесной природы, причина бесконечных
трагедий и, в конце концов, смерти. — В.К.)
<…>Известно, что в античной древности, на Кипре, культ
богини любви распался в своё время на две противоположности: возвышенный культ
Афродиты Урании, духовной, творческой, поэтизируемой и поэтизирующей любви, и культ
Афродиты Пандемиос, что можно приблизительно перевести выражением “Афродита Всенародная”.
Он широко разлился в народных низах, проявляясь в оргиастических празднествах и
благословляя разврат как священную дань богине. Аналогичный процесс раздвоения
и поляризации когда-то слитных начал знают и некоторые другие культуры. <…>»
(*)
На Кипре Платон написал диалог «Пир», в котором, в частности, обсуждается различие между Афродитой Небесной (возникшей от Урана) и Афродитой «пошлой» (рождённой от Зевса и океаниды Дионы).